Что лучше: коллектив или команда?

«Мы — команда!» — так говорят обычно, желая подчеркнуть своё умение работать сообща. Это слово часто используется в переносном значении, когда речь идёт о сплочённом и дружном коллективе. Однако в теории управления понятие команды разделяется с понятием коллектива и рассматривается в рамках проектной деятельности.

Команда VS коллектив — принципиальные отличия

Команда — это группа сотрудников, участвующих в реализации проекта, в то время как коллективом называют структурное подразделение компании (в широком смысле — некое объединенное сообщество).

Члены команды имеют общие задачи, в выполнении которых все заинтересованы в равной степени, и каждый вносит свой вклад в общую работу. Главный отличительный признак — наличие общей цели. В коллективе же у сотрудников, как правило, индивидуальные задачи.

Отдел продаж оптовой продовольственной компании, где каждый менеджер выполняет свои функции независимо от коллег, является коллективом. Ответственность за реализацию целей подразделения несет руководитель, в то время как сотрудники несут ответственность за результаты своей работы.

Группа сотрудников, работающих над внедрением нового продукта, среди которых есть менеджеры отдела продаж, маркетологи и координаторы — это команда. Работники функционально зависимы друг от друга, при этом каждый осознает свою ответственность за общий результат.

Как формируется команда проекта

Команды немногочисленны — от 5 до 20 человек, в зависимости от масштаба проекта. Они создаются на короткий срок или на длительный период, а в некоторых случаях — и на неопредёленный срок.

Подходы к формированию структурного подразделения (коллектива) и команды различаются. Подбирая сотрудников в коллектив, руководители и кадровики отталкиваются от профессиональных компетенций; при создании команды учитывается сразу целый комплекс факторов: навыки, знания, личные качества, умение конструктивно взаимодействовать и т.д.

В процессе своего развития «с нуля» команда проходит несколько этапов:

  • Этап проектирования — формулируются цели и задачи и расставляются приоритеты;
  • Этап формирования — происходит подбор участников и распределение ролей;
  • Стрессовый этап — начало деятельности, в ходе которой возникают дестабилизирующие ситуации, конфликты и ошибки;
  • Этап нормализации — устранение проблем, стабилизация работы, укрепление позиций участников;
  • Этап реализации — все силы направлены на активное решение рабочих задач.

Эффективная деятельность подразумевает способность к саморуководству. Лидер должен руководить подчиненными так, чтобы они «руководили собой» (такой управленец называется сверхлидером — его влияние основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности).

Мотивация членов команды

Большое значение имеет нематериальная мотивация, учитывающая личные потребности в признании, принадлежности к группе и самовыражении. В отличие от денежной, которая стимулирует к качественному исполнению обязанностей, нематериальная мотивация даёт возможность осознать свою востребованность и увидеть перспективы профессионального роста. Эта мотивация также позволяет сформировать чувство сопричастности к успеху коллег и предприятия в целом — сотрудник воспринимает свою деятельность как вклад, который он вносит в развитие компании, и этот вклад, в свою очередь, вознаграждается по достоинству.

Казалось бы, в идеале командный подход должен применяться повсеместно — любая организация заинтересована в эффективных группах и сотрудниках, объединённых общими целями. Вовсе нет. Для большинства рабочих задач достаточно коллектива, в котором каждый добросовестно исполняет свои функции.

Команды необходимы для реализации проектов (на временной или постоянной основе), где требуется самостоятельная группа сотрудников, мотивированных к достижению единой для всех цели — а о том, как выбрать свой вариант и создать эффективную команду или дружный коллектив, вы узнаете на наших курсах по менеджменту.

Компании, которые доверили нам обучение своих сотрудников