Синдром профессионального выгорания: пациент скорее жив, чем мертв

Когда Игорь устроился на новую работу, он был полон надежд и планов. Он легко влился в коллектив и блестяще прошел испытательный срок. Минуло три года. Игорь всё так же трудится, имеет достойный по личным меркам доход и комфортное рабочее место. Вот только с некоторых пор воскресные вечера повергают его в уныние — потому что каждый раз он с тоской ждет понедельника.

Синдром профессионального выгорания чаще возникает у представителей «стрессовых профессий», трудоголиков и карьеристов. Эмоциональный кризис отрицательно сказывается на производительности и, в конце концов, может загнать человека в профессиональный тупик — а вместе с ним и окружающих.

На выгорание указывают следующие симптомы: безразличие к задачам, некогда вызывавшим интерес, уход в себя, трудности с концентрацией внимания, забывчивость, сонливость, вялость, раздражительность, прокрастинация (откладывание дел на потом) и т. п.

Снижение интереса и усталость Игорь заметил еще год назад, но списал на личные неурядицы и лень и ударил по ним самодисциплиной. Состояние ненадолго пришло в норму, а потом резко ухудшилось.

Долгое время выгорание считали следствием длительного напряжения («сгорел на работе») или однообразной деятельности («увяз в рутине»). Однако с распространением синдрома среди офисных работников стало очевидно, что нужно искать глубинные причины стресса — конфликты между потребностями и возможностями.

Потребности разделяются на две категории. Внешние представлены физиологическими нуждами и потребностью в безопасности; внутренние — потребностью в любви и принадлежности к группе, в признании, в самореализации. Внешние потребности можно реализовать в любой должности с достойной оплатой труда и комфортным рабочим местом — разумеется, в условиях стабильности. Потребность в принадлежности можно удовлетворить в коллективе, потребность в признании — добившись уважения со стороны коллег и руководства, потребность в самореализации — за счет профессионального роста, самообразования и смены деятельности (горизонтальной или вертикальной).

Автор пирамиды потребностей, А. Маслоу, утверждал, что развитие человека происходит постепенно — удовлетворенная потребность перестает мотивировать, и ей на смену приходит новая.

По окончании ВУЗа Игорь искал место с хорошей заработной платой. Перестав беспокоиться о завтрашнем дне, он понял, что нуждается в дружном коллективе. Завершив несколько крупных проектов, он заслужил признание руководства. Однако на этом его развитие остановилось — и потребность в самовыражении оказалась нереализованной.

Если актуальная потребность не удовлетворяется, человек переживает состояние фрустрации (от лат. frustratio — тщетное ожидание, обман). Чтобы избежать выгорания, психологи рекомендуют менять работу или должность каждые 3–5 лет. Считается, что это оптимальный срок, чтобы полноценно реализовать себя и перейти к следующей ступени.

Что посоветовать Игорю? Вероятно, внутренний кризис подсказывает, что Игорю, исчерпавшему возможности своей должности, пора задуматься о повышении, смене деятельности или интересном хобби, в котором он сможет раскрыть свой творческий потенциал.

Восстановиться не так уж и сложно. Нужно взять отпуск, отдохнуть и понять, какие потребности остались без внимания, а затем найти способ реализовать их — а если понадобится, то и получить дополнительное образование на курсах по Управлению персоналом и кадрам, чтобы найти работу по душе и призванию.

Руководителям же подразделений и HR-специалистам следует учитывать потенциал каждого члена коллектива и работать над созданием таких условий, в которых сотрудники в полной мере смогут раскрыть свои таланты.

Компании, которые доверили нам обучение своих сотрудников